перелеты в Буковель
Информация

В преддверии 75-й годовщины Победы Минобороны России рассекретило картотеки фронтовой поры с данными на деятелей культуры – участников Великой Отечественной войны.

В преддверии 75-й годовщины Победы Минобороны России рассекретило картотеки фронтовой поры с данными на деятелей культуры – участников Великой Отечественной войны.

Анатолий Папанов, Иннокентий Смоктуновский, Рина Зелёная, Юрий Никулин, Владимир Этуш. Эти и другие легенды отечественного кино не нуждаются в представлении. Но не все знают, что, помимо творческих, у них есть и боевые заслуги. Минобороны России публикует документы военных лет, свидетельствующие о том, что эти люди задолго до своих сценических успехов обрели воинскую славу на полях сражений.

«Прошедшие огонь войны, Вы свой талант дарили людям». Так называется очередной исторический спецпроект, в котором имена известных актёров, режиссёров, поэтов, драматургов предстают в новом свете.

Публикация рассекреченных материалов из фондов Центрального архива Минобороны России является продолжением деятельности военного ведомства, направленной на охрану и защиту исторической правды, противодействие фальсификациям истории, попыткам пересмотра итогов Великой Отечественной и Второй мировой войн.

Стихи Эдуарда Асадова были невероятно популярны в начале 1960-х годов. Литературные вечера с его участием собирали многочисленные аудитории. Автор писал о человеческих взаимоотношениях, о любви и благородстве, о вере и безверии, воспевал красоты природы.

Война вошла в жизнь 17-летнего Эдуарда Асадова едва ли не сразу после школьного выпускного. На фронт он ушёл добровольцем. Был наводчиком миномёта, потом помощником командира батареи «катюш» на Северо-Кавказском и 4-м Украинском фронтах. Воевал на Ленинградском фронте.

В ночь с 3 на 4 мая 1944 года в боях за Севастополь получил тяжелейшее ранение осколком снаряда в лицо. Теряя сознание, он довёл грузовой автомобиль с боеприпасами до расположения артиллерийской батареи. За этот подвиг гвардии лейтенант был награждён орденом Красной Звезды. Последовало продолжительное лечение в госпиталях. Врачи спасли его жизнь, но не смогли сохранить зрение: с того времени и до конца жизни Эдуард Аркадьевич был вынужден носить на лице чёрную полумаску…

После войны поэт писал о себе: «…Воевал неплохо, мечтал о победе, а в перерывах между боями писал стихи.

…Но всё дальше, всё дальше

лучи бегут,

Вот долина Бельбека:

полынь и камень.

Ах, как выли здесь прежде

металл и пламень,

Сколько жизней навеки

умолкло тут!..

Поле боя, знакомое поле боя,

Тонет Крым в виноградниках

и садах,

А вот здесь, как и встарь, –

каменистый прах

Да осколки, звенящие под ногою.

Где-то галькой прибой шуршит

в тишине.

Я вдруг словно во власти

былых видений.

Сколько выпало тут вот

когда-то мне,

Здесь упал я под взрывом

в густом огне,

Чтоб воскреснуть и жить

для иных сражений…

В фильмографии советского актёра, кинорежиссёра, сценариста Владимира Басова есть такие фильмы о войне, как «Щит и меч», «Тишина», «Возвращение к жизни», «Тегеран-43». В своей автобиографии он пишет: «25 июля 1941 года добровольно вступил в ряды РККА. Участник Великой Отечественной войны. Имею награды Родины».

В мае 1943 года лейтенант интендантской службы Басов был представлен к награждению медалью «За боевые заслуги». В наградном листе отмечено: «Инициатор, организатор и руководитель художественной самодеятельности бригады. За год существования коллектив художественной самодеятельности при участии и под руководством лейтенанта Басова дал 150 концертов, из них 130 в ротах и батареях, в блиндажах, непосредственно на переднем крае».

А вот строки из боевой характеристики уже на помощника начальника оперативного отделения 28-й артиллерийской дивизии прорыва РГК капитана Басова: «Показал себя тактически грамотным, хорошо знающим артиллерийско-стрелковое и штабное дело. Вполне может быть использован на должности командира дивизиона».

Осенью 1941 года Евгений Вучетич, на тот момент уже довольно известный в стране скульптор, автор многих знаковых проектов и победитель ряда престижных выставок, добровольцем вступил в ряды защитников Москвы. Он командовал взводом 5-й стрелковой дивизии народного ополчения имени Фрунзе. Затем была служба во 2-й Ударной армии, болезнь, перевод в резерв старшего политсостава Главного политуправления Красной Армии, работа в Студии военных художников имени Грекова.

Всемирную известность скульптору Вучетичу принесли его работы на военную тему, прежде всего мемориальный ансамбль на Мамаевом кургане, памятник Воину-освободителю в Трептов-парке в Берлине, скульптурная композиция «Перекуём мечи на орала» у здания Организации Объединённых Наций в Нью-Йорке и многие другие. Евгений Викторович удостоен множества наград, но одной из самых ценных для него был орден Отечественной войны II степени.

В 1941 году Юлии Друниной было всего шестнадцать лет. Прибавив себе год (во всех её документах впоследствии было написано, что она родилась в 1924 году), девушка записалась в добровольную санитарную дружину и работала в госпитале. С приближением немцев к Москве была направлена на строительство оборонительных сооружений под Можайском. Там во время одного из авианалётов она отстала от своего отряда, попала в окружение и 13 суток вместе с другими бойцами пробиралась к своим по тылам противника.

Потом была учёба в Школе младших авиационных специалистов, возвращение на фронт в качестве санинструктора. Была тяжело ранена – осколок снаряда вошёл в шею слева и застрял всего в паре миллиметров от сонной артерии. В госпитале написала своё первое стихотворение о войне, которое вошло во все антологии военной поэзии:

Я только раз видала

рукопашный,

Раз наяву. И тысячу – во сне.

Кто говорит, что на войне

не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

Санинструктор 1038-го самоходного артиллерийского полка старшина Юлия Владимировна Друнина в октябре 1944 года была представлена к награждению орденом Красной Звезды. В период наступательных операций находилась непосредственно в боевых порядках части, оказывала помощь раненым. За время боёв ей приходилось неоднократно, рискуя жизнью, отбивать контратаки противника.

Много лет спустя, в 1967 году во время поездки по ФРГ, её спросили: «Как вы сумели сохранить нежность и женственность после участия в такой жестокой войне?» Она ответила: «Для нас весь смысл войны с фашизмом именно в защите этой женственности, спокойного материнства, благополучия детей, мира для нового человека».

Я ушла из детства

в грязную теплушку,

В эшелон пехоты,

в санитарный взвод.

Дальние разрывы слушал

Читайте также  Куда отправиться в Карпатах? Петрос, Квасы, водопад Труфанец

и не слушал

Ко всему привыкший

сорок первый год.

Я пришла из школы

в блиндажи сырые,

От Прекрасной Дамы

в «мать» и «перемать»,

Потому что имя ближе,

чем «Россия»,

Не могла сыскать.

Актриса театра и кино Екатерина Васильевна Зелёная больше известна зрителю как Рина Зелёная. На фильмах с её участием выросло не одно поколение.

Во время Великой Отечественной войны она в составе концертных бригад неоднократно выезжала на фронт. Уже тогда она радовала бойцов мастерским исполнением «детских рассказов для взрослых».

В ноябре 1944 года вольнонаёмная артистка Московской госэстрады Екатерина Васильевна Зелёная приказом по войскам 4-го Украинского фронта была награждена орденом Красной Звезды. В наградном листе отмечено: «…т. Зелёная вместе с боевыми частями прошла через Карпаты. В минуты передышки между боями в землянке, разрушенном сарае или на поляне выступала в 83 концертах для рядовых, офицеров и генералов».

Во время Великой Отечественной войны Анатолий Папанов в звании старшего сержанта проходил службу в должности заместителя командира взвода зенитной артиллерии 990-го стрелкового полка. 22 марта 1942 года он попал в окружение под Харьковом, где получил тяжёлое ранение: взрывом ему сильно изуродовало правую ногу. Шесть месяцев провёл в госпитале, став в 21 год инвалидом…

Анатолий Дмитриевич был награждён орденами Отечественной войны I и II степени. Народный артист СССР. В 1966 году за роль генерала Серпилина в военной драме «Живые и мёртвые» по одноимённому роману Константина Симонова Анатолий Папанов был удостоен Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых.

В обширной фильмографии Иннокентия Смоктуновского есть пронзительная лента о войне, снятая режиссёром Сергеем Бондарчуком по роману Михаила Шолохова, «Они сражались за Родину». Роль была исполнена блестяще, и в немалой степени потому, что Иннокентий Михайлович – сам фронтовик.

В должности связного штаба 212-го гвардейского полка он участвовал в боях на Курской дуге, форсировании Днепра, операции по освобождению Киева. За то, что под огнём противника доставлял через Днепр боевые донесения в штаб дивизии, был удостоен медали «За отвагу». Интересно, что эту награду ему вручили лишь спустя 49 лет – на сцене Художественного театра имени А.П. Чехова, где он тогда служил, прямо после спектакля.

В декабре 1943 года попал в плен, месяц провёл в лагерях для военнопленных. В январе 1944 года бежал, и в течение месяца его укрывала в своём доме украинская семья. Вступил в партизанский отряд, который позже объединился с частями Красной Армии, принимал участие в освобождении Варшавы. В наградном листе записано: «Наградить командира отделения роты автоматчиков младшего сержанта Смоктунович (фамилия указана так) Иннокентия Михайловича за то, что в боях при прорыве противника 14 января 1945 года в районе населённого пункта Лорцен его отделение одним из первых ворвалось в траншеи противника и уничтожило при этом около 20 фашистов».

Кому не известно имя Юрия Никулина? Артист цирка, цирковой режиссёр, киноактёр. Народный артист СССР.

В ноябре 1939 года после окончания средней школы он был призван в ряды Красной Армии. Служил в 115-м зенитно-артиллерийском полку. В Великую Отечественную войну воевал под Ленинградом, а победу встретил в Прибалтике. Демобилизован был только в мае 1946 года.

В мае 1945 года командир взвода 72-го отдельного зенитного артиллерийского дивизиона старший сержант Юрий Никулин был представлен к ордену Славы III степени. Как было отмечено в наградном листе, при обеспечении действий наступающих частей пехоты он непрерывно находился в боевых порядках, осуществляя разведку целей и корректируя огонь батарей. Был награждён медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией».

В своих воспоминаниях Юрий Никулин позже писал: «В армии я прошёл суровую жизненную школу, узнал немало людей, научился сходиться с ними, что впоследствии помогло в работе, в жизни».

В фильме «Двадцать дней без войны» по сценарию фронтового корреспондента «Красной звезды» Константина Симонова Юрий Владимирович сыграл писателя и фронтового журналиста Лопатина.

Прозаик, поэт, сценарист, журналист. Всё это – о нём, о Константине Симонове.

С началом войны он был призван в РККА, где проходил службу в качестве корреспондента. В наградном листе на подполковника Симонова значится: «Как корреспондент «Красной звезды» тов. Симонов во время

Отечественной войны побывал на всех фронтах и своими очерками, рассказами, корреспонденцией и стихами помогал делу нашей победы над врагом».

Докладная записка начальника Управления агитации и пропаганды

ГлавПУ РККА бригадного комиссара Шикина о даче разрешения на издание пьесы К. Симонова «Русские люди» в серии «Библиотека красноармейца».

И сегодня его военная лирика остаётся любимой, искренне уважаемой и почитаемой. Строки из стихотворения «Жди меня…» знает наизусть не одно поколение – в годы войны это произведение стало своеобразной молитвой для всех жён, ждавших своих мужей с фронта…

Своего рода гимном всех военных журналистов была и остаётся «Песенка военных корреспондентов» («Корреспондентская застольная»), написанная в 1943 году корреспондентом «Красной звезды» Константином Симоновым на одной из фронтовых дорог:

От Москвы до Бреста

Нет такого места,

Где бы не скитались мы в пыли.

С лейкой и с блокнотом,

А то и с пулемётом

Сквозь огонь и стужу

мы прошли.

Без глотка, товарищ,

Песню не заваришь,

Так давай по маленькой нальём.

Выпьем за писавших,

Выпьем за снимавших,

Выпьем за шагавших под огнём!

Есть, чтоб выпить, повод –

За военный провод,

За У-2, за «эмку», за успех.

Как пешком шагали,

Как плечом толкали,

Как мы поспевали раньше всех.

От ветров и водки

Хрипли наши глотки,

Но мы скажем тем,

кто упрекнёт:

«С наше покочуйте,

С наше поночуйте,

С наше повоюйте хоть бы год!»

Там, где мы бывали,

Нам танков не давали –

Но мы не терялись никогда.

На пикапе драном

И с одним наганом

Первыми въезжали в города.

Так выпьем за победу,

За нашу газету.

А не доживём, мой дорогой,

Кто-нибудь услышит,

Снимет и напишет,

Кто-нибудь помянет

нас с тобой!

Читайте также  Дорогами Татарского конного полка

Советский актёр Евгений Весник известен ещё и как автор множества книг, ряда сценариев для радио и телевидения. В 1942 году он окончил артиллерийское училище и в звании младшего лейтенанта был направлен на фронт. Был командиром огневого взвода 1-й гвардейской корпусной артиллерийской бригады, адъютантом командира 5-й гвардейской гаубичной артиллерийской Севастопольской Краснознамённой бригады. Участник штурма Кёнигсберга, кавалер боевых орденов и медалей.

В своих воспоминаниях Евгений Весник писал: «Война приняла меня в свои объятия в 19 лет и отпустила на волю 22-летним. Ушёл на войну романтически настроенным юнцом, фантазёром. Воевать даже нравилось – когда наступали. И не очень, когда отступали».

В своих воспоминаниях Евгений Весник напрямую обращается к молодому поколению: «Не надо пилить опилки, надо верить тому, что большинство из нас воевало с чистым сердцем и совестью. Все свои силы люди должны тратить на единение во имя того, чтобы не повторился тот кошмар».

Режиссёр, актёр и сценарист, народный артист СССР Леонид Гайдай прошёл через все тяготы и лишения военного времени. Он видел смерть, но это не помешало ему позже создать неповторимые шедевры комедийного жанра.

В армию Гайдая призвали в феврале 1942 года. Первоначально его служба проходила в Монголии, где он объезжал лошадей, предназначенных для фронта. Вскоре Леонида Иовича направили в действующую армию на Калининский фронт. Он был определён в 1263-й стрелковый полк 381-й стрелковой дивизии пешим разведчиком.

14 декабря 1942 года в боях за деревню Енкино Гайдай забросал гранатами огневую точку противника и лично уничтожил трёх немцев. Вместе с другими товарищами участвовал в захвате пленных. Отважный боец был отмечен медалью «За боевые заслуги».

20 марта 1943 года Леонид Гайдай получил тяжёлое ранение в результате подрыва на противопехотной мине под Новосокольниками. Это было во время возвращения из немецкого тыла с группой разведчиков и захваченным языком. Сам Гайдай так вспоминал об этом событии: «Иду, тяжело невозможно!.. Переложил языка на другого бойца (их там пять человек было), иду последний. Все уже прошли, а я иду, еле ноги волочу. И смотрю: проволочка какая-то. Я эту проволочку – раз!»

Проволочка оказалась частью взрывного механизма противопехотной мины. После ранения разведчик долго лечился, но в итоге был признан непригодным к дальнейшему несению военной службы и комиссован.

В годы Великой Отечественной войны Юрий Герман служил писателем-литератором при отделе агитации и пропаганды Политического управления Северного флота в звании капитана административной службы и на Беломорской военной флотилии в качестве военного корреспондента ТАСС и Совинформбюро. Он всю войну пробыл на Севере, выезжал на передовые позиции, ответственные участки фронта, участвовал в боевых походах, в том числе по конвоированию на борту гвардейского миноносца «Гремящий».

Не состоял в штате, но печатался в газете «Северная вахта», писал очерки, статьи, корреспонденции, заметки и при этом ещё находил время для рассказов и повестей. За годы войны написал несколько повестей: «Би хэппи!» – о совместных действиях лётчиков-североморцев и лётчиков британских воздушных сил, «Аттестат», «Студёное море». После поездки на Карельский фронт зимой 1942–1943 годов появилась на свет повесть «Далеко на Севере».

Закончил службу в звании майора. Награждён орденом Красной Звезды.

Прозаик, драматург, кинодраматург, публицист. По его повестям и рассказам были сняты такие фильмы о войне, как «Проверка на дорогах», «Мой друг Иван Лапшин», «Торпедоносцы», «Дорогой мой человек».

Актёр театра и кино народный артист РСФСР Владимир Заманский многим советским зрителям особенно запомнился по ленте «Проверка на дорогах», снятой по повести Юрия Германа.

Владимир Петрович – из поколения фронтовиков. Ушёл на войну добровольцем, обманув комиссию и прибавив себе возраст. В июне 1944 года Владимир Заманский служил радистом 1223-го самоходно-артиллерийского полка, входившего в состав 29-го танкового корпуса 5-й гвардейской танковой армии. Принимал участие в Витебско-Оршанской операции.

4 февраля 1945 года младший сержант Заманский в районе населённого пункта Гентхендорф совместно с расчётом уничтожил в бою 50 немецких солдат, подбил вражеский танк «Тигр» и две повозки с боеприпасами. За этот подвиг он был награждён медалью «За отвагу».

В составе 1223-го полка Заманский прослужил до конца войны (с небольшим перерывом из-за ранения). Как актёр часто играл военных, характеры которых всегда исполнял с предельной достоверностью. Среди лучших его работ – образ капитан-лейтенанта Гаевого в ленте «Трое суток после бессмертия», посвящённой героической обороне Севастополя.

Снялся и в других фильмах на тему Великой Отечественной: «Прощай», «Аллегро с огнём», «День командира дивизии», киноэпопее «Освобождение».

Популярный актёр театра и кино, театральный педагог народный артист РСФСР Юрий Катин-Ярцев в период Великой Отечественной войны служил в Железнодорожных войсках. В звании старшего сержанта был командиром взвода 63-го мостового железнодорожного батальона, комсоргом. Тогда и проявилось его творческое начало: он был инициатором и руководителем красноармейского культурного досуга и самодеятельности, выступал в клубах, ставил с сослуживцами спектакли и концерты, читал однополчанам книги.

В конце марта 1943 года попал в действующую армию на Воронежский фронт. Участвовал в боях на Курской дуге, воевал в составе 1-го и 4-го Украинских фронтов. Награждён орденом Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги» и «За победу над Германией».

Евгения Козырева после школы поступила в авиационное училище, окончив которое в 1941 году, сразу же отправилась на фронт. С мая 1942 года – заместитель политрука автороты 780-го батальона аэродромного обслуживания. Она была одной из первых в подразделении, чей транспорт обеспечивал чёткое снабжение горючим боевые авиаполки и вновь формирующиеся соединения ВВС Красной Армии. Занимала должность секретаря политотдела 1-й воздушно-истребительной армии ПВО.

На киностудии «Беларусьфильм» Евгения Николаевна работала над фильмом о Великой Отечественной войне «Часы остановились в полночь». В основе сюжета картины подлинные события, происходившие в оккупированном фашистами Минске, в частности операция партизан по устранению главы рейхскомиссариата Остланд Вильгельма Кубе. Также актриса снялась в советско-германском художественном фильме о Второй мировой войне «Пять дней – пять ночей».

Не будет преувеличением сказать, что свою наибольшую популярность как актёр Георгий Юматов приобрёл после фильма «Офицеры», в котором он снялся в главной роли – Алексея Трофимова. После этой картины Юматов для многих стал воплощением офицерской чести, мужества и отваги.

Читайте также  Сергей Данкверт провел переговоры с заместителем Генерального директора Всемирной организации по охране здоровья животных (МЭБ) Жаном-Филиппом Допом.

Достоверность, с которой актёр показал своего героя, была подкреплена его личным боевым опытом. Он с детства грезил морем и добился того, что его взяли в Московскую военно-морскую школу. Окончил её, когда ему не исполнилось еще и 18 лет. Попал в Керченскую бригаду бронекатеров Черноморского флота, рулевым-сигнальщиком. За бои в октябре 1944 года в районе города Смедерево был представлен к ордену Красной Звезды (фактически был награждён медалью Ушакова).

В наградном листе на краснофлотца Юматова Георгия Александровича записано: «Когда на катер был направлен весь огонь противника, тов. Юматов сам стрелял из пулёмета ДТ. Своим огнём подавил три огневые точки противника».

В своей автобиографии Владимир Этуш писал: «По окончании школы поступил в театральное училище им. Щукина при театре им. Е. Вахтангова. На 8-й день объявления войны, 1 июля, был отправлен вместе с коллективом училища на спецзадание правительства в распоряжение Главоборонстроя НКВД СССР, где работал до 27 сентября. Записался добровольцем на фронт, после чего был направлен на курсы переводчиков при Военном факультете Западных иностранных языков, где в ноябре 1941 года принял военную присягу. Сражался на Западном и Южном фронте. Был тяжело ранен и после выхода из госпиталя в 1944 году демобилизовался».

А вот строки из его личных воспоминаний: «..Всё перед нами взрывалось и сверкало, как салют, и мы побежали. Вдруг командир полка на бегу суёт мне коробочку: «Этуш, забери свой орден! Чёрт знает, может, тебя убьют, а может, меня убьют».

В наградном листе на помощника начальника штаба 581-го стрелкового полка по тылу лейтенанта административной службы Владимира Абрамовича Этуша записано: «Бесстрашно, не щадя своей жизни, воодушевляя бойцов, смело повёл роту на врага, причём своим умелым манёвром выбил противника из района Городок, при этом уничтожил 30 солдат и офицеров, захватив ручной пулемёт».

В годы Великой Отечественной войны будущий актёр театра и кино, театральный педагог, профессор был удостоен ордена Красной Звезды, медалей «За оборону Москвы», «За оборону Кавказа», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

В историю советского кино Юрий Озеров вошёл как режиссёр и сценарист таких монументальных эпопей, как «Освобождение» (1970–1972), «Солдаты свободы» (1977), «Битва за Москву» (1985), «Сталинград» (1989), художественно-документального фильма «Великий полководец Георгий Жуков» (1995). С 2003 года имя Озерова носит Международный фестиваль военного кино.

В годы Великой Отечественной войны, после окончания ускоренных курсов Военной академии имени Фрунзе, он служил в должности помощника начальника оперативного отдела штаба 18-й армии 1-го Украинского фронта. Затем воевал в составе 50-й армии 2-го Белорусского фронта.

В наградном листе на представление к ордену Красного Знамени записано: «…В период наступательной операции войск армии в Восточной Пруссии и в боях за Кёнигсберг, почти беспрерывно находясь в оперативной группе командующего армией, выполнял различные задания командарма непосредственно в войсках первой линии. Находился на передовых наблюдательных пунктах командарма и обеспечивал командование чёткой информацией».

Обаятельный, харизматичный Михаил Пуговкин. Он тоже прошёл фронт…

В июле 1941 года был зачислен в 1-й стрелковый полк 6-й дивизии Московского народного ополчения, в составе которой принимал участие в Ельнинской операции. Попав в окружение, сумел выбраться к своим.

С января 1942 года служил разведчиком в 1147-м стрелковом полку 353-й стрелковой дивизии на Южном фронте. В июле 1942 года под Ворошиловградом был ранен. После излечения в госпиталях был комиссован с военной службы, но вновь призван в 1944 году во 2-е Горьковское танковое училище. После победы вернулся в Школу-студию МХАТ, куда поступил ещё в 1943-м. Интересно, что после окончания учебного заведения в 1947 году Михаил Иванович трудился в Драматическом театре Северного флота, где удачно исполнил несколько ролей.

Кинорежиссёр, сценарист, театральный педагог Григорий Наумович Чухрай – автор таких пронзительных лент о Великой Отечественной, как «Баллада о солдате» (1959) и «Чистое небо» (1961).

Он узнал войну изнутри. В Красную Армию был призван ещё в 1939 году. Службу начал в Мариуполе – курсантом полковой школы 229-го отдельного батальона связи 134-й стрелковой дивизии.

В 1941-м он командир отделения. Воевал в составе воздушно-десантных частей на Южном, Сталинградском, Донском, 1-м и 2-м Украинских фронтах, в том числе принимал участие в военно-воздушной операции «Днепровский десант» в составе 2-го Украинского фронта. Был трижды ранен.

Из служебной характеристики на командира разведвзвода роты связи 3-й гвардейской воздушно-десантной бригады гвардии лейтенанта Григория Чухрая: «Участвуя в десантной операции на правом берегу Днепра, вместе с организованной им группой дважды переходил переднюю линию обороны немцев, содействуя продвижению регулярных частей Красной Армии и проявляя при этом образцы мужества и гвардейской доблести. За проявленную храбрость и умелое руководство действиями десантников представлен к правительственной награде».

В марте 1944 года командир роты связи 3-й гвардейской воздушно-десантной бригады лейтенант Г.Н. Чухрай награждён орденом Красной Звезды. В представлении отмечено, что в сентябре – октябре 1943 года, действуя в тылу врага, он получил ценные данные о противнике в районе сёл Бучак, Пшенички, Глинка и, перейдя линию фронта, доставил эти сведения в штаб. Позднее со своим отрядом вторично перешёл линию фронта с целью установления связи между отрядом майора Льва и штабом 47-й армии.

В 1945 году в бою за населённый пункт Бакончернье в Венгрии командир радиороты гвардии старший лейтенант Г. Чухрай, будучи начальником связи полка, пленил вражеского солдата, захватил ручной пулемёт и уничтожил из трофейного оружия шесть солдат противника. За этот подвиг отважный офицер был удостоен ордена Отечественной войны II степени.

Дмитрий Семёнов, «Красная звезда»

Комментарии к записи В преддверии 75-й годовщины Победы Минобороны России рассекретило картотеки фронтовой поры с данными на деятелей культуры – участников Великой Отечественной войны. отключены

WildWeb

Top.Mail.Ru